Генри Форд – противоречивый и прогрессивный капиталист

Генри Форд – противоречивый и прогрессивный капиталист В этом году исполняется 155 лет со дня рождения американского бизнесмена Генри Форда. Человек-легенда, пионер мирового автомобилестроения, гениальный промышленник,  который изменил само понятие «массовое производство», повлияв не только на экономику США, но и в целом на устройство мировой промышленности. Думаю, стоит вспомнить о нем, о его жизненном пути и о его принципах.

Родившийся в 1863 году на севере США в штате Мичиган, он был надеждой отца – иммигранта из Ирландии, занявшегося фермерством недалеко от города Детройта. Семья была довольно зажиточной, Форд-старший планировал передать свое неплохо идущее фермерское дело сыну. Но у Генри с ранних лет обнаружилась огромная привязанность отнюдь не к сельскому хозяйству. Мальчик грезил механическими игрушками и постоянно что-то мастерил в своем сарае, забитом всякими жестянками и частями механизмов отработавшей своё техники.

Эта любовь к технике была настолько сильной, что он уже в 16 летнем возрасте уехал в Детройт и выучился там на инженера-механика, что помогло ему через несколько лет устроиться в «Электрическую компанию Эдисона». Довольно быстро он понял, что главной его мечтой и целью в жизни является  создание самоходной повозки, которую он лично сконструировал и собрал в 1893 году. Следующее десятилетие он посвятил усовершенствованию своих изобретений в сфере автомобилестроения, в итоге создав собственную компанию «Форд Мотор компани», успешно работающую на мировом рынке автомобилестроения до сих пор!

Генри Форд – противоречивый и прогрессивный капиталист С 1903 по 1908 было создано около десятка модификаций автомобиля «Форд», которые с каждым годом все более успешно продавались, а вышедшая в 1908 году модель  «Форд-Т» стала бестселлером мирового автопрома первой четверти 20 века. Но главная революционная идея Генри Форда была связана именно со способом производства и сборки автомобилей. Поточная конвейерная сборка, экономящая время и производственные затраты – это было большим откровением во времена  «хищного» капитализма начала 20 века. А уж введение 8 часового рабочего дня и фиксированной минимальной дневной ставки в 5 долларов для  рабочих и подавно стало ударом под  дых промышленникам,  до этого нещадно эксплуатировавших людской труд и плативших за это довольно умеренную плату.  А еще стоит вспомнить, что Форд содержал и специальную школу для мальчиков – будущих работников своего производства, где их обучали всем премудростям автомобилестроения.  Еще одним социально-коммерческим нововведением Форда было открытие собственной больницы, в которой за довольно умеренную плату пациентов лечил широкий круг квалифицированных врачей.

Кроме того, компания Форда выкупила участок железной дороги, длинной около 500 км, которую за короткий срок удалось сделать прибыльной, хотя до этого данная дорога была глубоко убыточной. В середине 20-х годов Форд заинтересовался и самолетостроением, создал собственную авиакомпанию и даже разработал новую и удачную модель самолета.

Конечно, Форд был при этом и довольно противоречивой личностью. В его «активе» есть и такие спорные моменты, как финансирование СМИ, в которых частенько печатались антисемитские заметки, а для нацистов Германии Форд был одним из уважаемых людей, его портрет даже висел в одном из кабинетов Гитлера. А еще Форд страшно не любил профсоюзы и очень долго противился их созданию на своих предприятиях.  Кроме того, на фабриках Форда могли работать только незамужние женщины, поскольку, по мнению Форда, если у женщины есть работающий муж, то она должна заниматься исключительно домохозяйством.

Генри Форд оставался руководителем своей компании до 1930-х годов, но вынужден был из-за разногласий с профсоюзами и компаньонами передать дела своему сыну Эдселу. Однако после его смерти в 1943 году Форд вновь вернулся на пост главы компании.  Но из-за состояния здоровья  в 1945 году он уже  окончательно передал управление компанией своему внуку Генри Форду II. Скончался великий промышленник Генри Форд 7 апреля 1947 года в возрасте 83 лет.

После себя он оставил огромное наследие – экономическое, техническое (он являлся автором более полутора сотен запатентованных изобретений) и даже идеологическое. В 1921 году он издал свой философско-биографический трактат «Моя жизнь. Мои достижения», в котором раскрыл очень многие тонкости и принципы организации своей работы, рассказал о своем видении жизни.  Думаю, в завершении очерка стоит привести несколько выдержек из этой работы, которые ярко подчеркивают характер и стиль мышления этого незаурядного человека.

Генри Форд – противоречивый и прогрессивный капиталист «Я был уверен в успехе. Успех непременно придет, если работать как следует. Тем не менее, было страшно ценно, что моя жена верила в него еще крепче, чем  я».

«Ничто, действительно нас интересующее, не тяжело для нас».

«Жизнь, как я ее понимаю, не остановка, а путешествие. Даже тот, кто думает, что он «остановился отдохнуть», не пребывает в покое, а, по всей вероятности, катится вниз».

«Одно ясно: ни одно предприятие не может нести расходов, превышающих его доходы. Если вода выкачивается из колодца быстрее, чем поступает туда, то он быстро иссякнет и те, кто черпал из него воду, будут страдать от жажды. Если же они думают, что могут вычерпать один колодец и потом пить из соседнего, то это ведь вопрос времени, когда все колодцы иссякнут».

«Власть и техника, деньги и товары имеют ценность и полезны лишь постольку, поскольку они дают человеку свободу».

Виталий Коровин, руководитель проекта personapress.ru

предыдущая1 из 16следующая